Информационная безопасность обучающихся
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся. Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. |
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
- целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
- конфиденциальность информации;
- доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. Это относится и к детям, которые склонны думать: «Раз в Интернете – значит, правильно». У газет или журналов есть проверяющие люди: корректор и редактор. Но Интернет не сможет проверить, насколько правдива размещенная информация. Неверно и представление о том, что где-то существует безопасный Интернет. Надо помнить, что большинство ресурсов создается с коммерческой целью, и здесь реализуются чьи-то цели.
Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель, дома – родители.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию скачать
Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:
|
Перечень документов, регламентирующих доступ к информационным ресурсам
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей
- Приказ «О вводе в действие классификатора информации, не имеющей отношения к образовательному процессу»
- Федеральный список экстремистских материалов
Методические рекомендации по обучению учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактике интернет-зависимости Родительский контроль. Безопасно и просто Памятка об опасностях, с которыми вы можете встретиться в Интернет–пространстве, и РЕКОМЕНДАЦИИ, как от них избавиться Обеспечение информационной безопасности в МОУ «СОШ с.Широкополье"» Регламент использования сети Интернет в МОУ «СОШ с.Широкополье» Распространение компьютерных сетей и увеличение в Интернете молодых пользователей вызвали рост числа компьютерных преступлений в отношении детей и подростков. Кроме того, дети зачастую становятся потребителями нежелательной и агрессивной информации, исходящей, в том числе, из популярных социальных сетей, форумов и программ для быстрого обмена сообщениями. Учащиеся, активно пользующиеся Интернетом, сталкиваются с проявлениями агрессии в свой адрес, и с недопустимым содержанием веб-страниц. Поэтому вопросы безопасности школьников в Интернете являются неотъемлемой частью общей стратегии в области информационной безопасности школы. Для всех участников образовательного процесса (учащихся и педагогов) МБОУ «Мглинская СОШ № 1» обеспечен доступ к сети Интернет для решения задач учебно-воспитательного процесса. Режим работы компьютерного класса: 1.1. проведение уроков информатики и ИКТ, других предметных уроков с использованием персональных компьютеров — ежедневно с 9.00 до 14.35 в соответствии с расписанием; 1.2. проведение различных внеклассных мероприятий и индивидуально-групповых занятий — ежедневно с 14.35 и по договоренности с учителями информатики; Памятка по основам компьютерной безопасности для родителей Классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии законодательством Р Ф Компьютер и здоровьеБезопасный Интернет детям Памятка для родителей «Безопасный Интернет» Уважаемые родители! Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по этому океану информации. Значительное распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых для детей по какой-либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, в Сети нередко встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребенка или противоправные цели. Меры предосторожности Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо объяснить: нахождение в Интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Значительная часть опасностей, подстерегающих пользователя, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми. Дети должны четко понимать: если они лично не знают человека, с которым общаются в Сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни, что запрещено. Основные правила для родителей 1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее. 2. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах. 3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них. 4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания. 5. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни. 6. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете. 7. Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или они получили/натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться. 8. Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и правильно настроены средства фильтрации. Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное путешествие по Всемирной сети.
Угрозы Сети В России проживает почти 21 миллион детей в возрасте до 14 лет. Из них 10 миллионов активно пользуются Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны. Поданным РUметрики, три четверти детей пользуются Сетью самостоятельно. При этом 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми, 14% интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а 11% посещают экстремистские и националистические ресурсы. Создается впечатление, что Интернет является рассадником зла и местом обитания аморальных людей. На самом деле все не так плохо, как представляется на первый взгляд. В Интернете есть много поучительной информации, средств общения и полезных сервисов. Сеть полезна для учебы, работы и просто в качестве развлечения. Редкий ребенок специально станет искать противоправный контент. Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях — все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания. Но какими бы способами дети ни попадали на «плохие» ресурсы, факт остается фактом — в результате они все равно знакомятся с опасным контентом. Киберзапугивание Во все времена в школьном сообществе существовали хулиганы, которые своими действиями любили причинять неудобства и дискомфорт другим ученикам. Благодаря научному прогрессу теперь вовсе не обязательно быть сильным и наглым. Достаточно просто хорошо уметь пользоваться компьютером. Киберхулиганы занимаются тем, что изводят, унижают, ставят в неудобное положение, досаждают или проявляют иное враждебное поведение по отношению к другому ребенку, используя для этого Интернет, интерактивные и цифровые технологии или мобильные телефоны. Отличие такой деятельности от обычной школьной травли состоит в том, что киберпреследование не всегда направлено против слабой жертвы. Анонимность в Сети позволяет досадить любому, даже значительно более сильному физически противнику. Есть масса различных способов испортить жизнь жертве. Вот самые популярные из них: • отправка грубых или угрожающих сообщений, электронных писем, изображений, видеороликов и прочих материалов; Существуют и более сложные способы: например, записывается компрометирующий видеоролик о жертве и выкладывается в Интернете на всеобщее обозрение или в Сети размещаются материалы, украденные из ее личных архивов, записи, сделанные скрытой камерой, видео с издевательствами над жертвой. Ряд особо смышленых нарушителей способен заразить компьютер подростка вирусом. В общем, методы, которыми пользуются хулиганы, обусловлены только их фантазией, умом и техническими возможностями.
|
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
1) В образовательные программы основного и среднего образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет | ||||||||||||||
2) Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации. (Создана на школьном сайте страница «Информационная безопасность обучающихся») | ||||||||||||||
3) Проводятся занятия с учащимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете» , урок безопасного Интернета ежегодно) | ||||||||||||||
4) 100% обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет | ||||||||||||||
5) Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении | ||||||||||||||
|
||||||||||||||
Ссылки на сайты по вопросам информационной безопасности детей и взрослых
- Медиабезопасность (СОИРО)
- ТЫРНЕТ — Детский Интернет ( http://www.tirnet.ru/proxy ) — сетевой инструмент для организации безопасного серфинга детей в сети Интернет.
- securelist.com – энциклопедия информационной безопасности.
- Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» ( http://www.content-filtering.ru/ ) — помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.
- Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет ( http://www.oszone.net/6213/ ) - обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (статья, ссылки, материалы).
- Anti-Malware.ru - независимый информационно-аналитический портал по безопасности ( http://www.anti-malware.ru/ ).
- Защита детей от интернет угроз - ( http://www.securitylab.ru/software/1423/ ). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).
- http://nicekit.ru/ -программа родительского контроля. http://www.kidscontrol.ru/ - еще один вариант программы для организации родительского контроля. Сегодня многие из нас встают перед проблемой, как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время и защитить от негативной информации. Эти сайты помогут решить этот вопрос.
- Сетевой этикет — Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Netiquette .